Номинации премии ежемесячного издания The Art Newspaper Russia соответствуют рубрикам газеты, ее призы не имеют денежного выражения, но зато церемония, прошедшая в Манеже уже в третий раз, всегда представляет собой красочное шоу, на которое приглашается все московское художественное сообщество: художники, меценаты, владельцы и сотрудники галерей, музейные люди.
Победителей выбирают члены редакции и издатель Инна Баженова. Выставкой года на этот раз они признали самую громкую и посещаемую – юбилейную ретроспективу Валентина Серова в Третьяковской галерее. В данном случае иных решений быть не могло.
Выбор в номинации «Музей года» также был предсказуем – им стал «Гараж». «Новое здание по проекту Рема Колхаса вдохнуло жизнь в советскую архитектуру и стало площадкой для масштабных выставок, образовательных и исследовательских программ» – так написано в пояснении к номинации. Но главное в случае нового «Гаража», конечно, не выставочная или образовательная программа, а беспрецедентное архитектурное решение, в результате которого в новом здании законсервированы останки советского ресторана как память о разрухе 90-х.
Приз за реставрацию получил авторский коллектив, работавший над восстановлением иконы «Богоматерь Боголюбская» XII в. из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Среди книг отмечена выходящая уже много лет в «Новом литературном обозрении» серия «Очерки визуальности». За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства награждена Стелла Кесаева, известный меценат и куратор российского павильона на трех последних Венецианских биеннале.
Предсказуемость этих награждений только радует, поскольку свидетельствует о разумности и справедливости членов редакции.