Красиво названная и чрезвычайно изобретательно придуманная выставка «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия доктора Живаго» и выглядит элегантно, стены выкрашены в безупречный густой серый цвет. Открывая ее, Марина Лошак, директор Пушкинского музея, сказала как о радостном, что над экспозицией работало несколько отделов.
Старания видны, чего только в залах не выставили: картины из постоянной экспозиции (импрессионисты, Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк), старинные фотоаппараты (вклад Политехнического музея), плакаты и афиши эпохи зарождения массового туризма и любительского фотографирования, резной книжный шкаф с книгами, огромные добротные чемоданы и многочисленные копии со старых фотографий, сделанных Александром Васильевичем Живаго стереокамерой Le Verascope Richard во время путешествий, случившихся в начале прошлого века. Есть даже сами фотографии на стекле, стереопары. Их можно увидеть, заглянув в глазок специального приспособления, совмещающего два изображения. Но их так мало, что не сразу заметишь.
С. Портер / Ведомости
1/4
С. Портер / Ведомости
2/4
С. Портер / Ведомости
3/4
С. Портер / Ведомости
4/4
Кроме разнообразных экспонатов здесь много и текстов с различными сведениями: какими были первые фотокамеры, почему и как возникла мода на путешествия (развитие железных дорог, контора Кука) и, конечно, о главном герое выставки – Александре Живаго, который действительно был врачом, но после революции вынужден был оставить практику и работал ученым секретарем в Музее изящных искусств, превратившемся через некоторое время в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Этому музею он и завещал свои вещи, коллекцию и фотоархив.
Популярная тема
Туристические фотографии второй половины XIX – начала XX в. часто демонстрируют и всегда с успехом. Интересно увидеть, что и 100 лет назад люди снимали то же, что и современные путешественники. В Московском доме фотографии сейчас идет вторая выставка из серии «Grand Tour. Русская версия» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых, показаны виды Неаполя.
Кажется, фотоархив и должен быть героем выставки, он наконец (Живаго умер в 1940-м) разобран и систематизирован. Но из огромного массива – 6000 стереопар на стекле, более 1000 негативов, около 500 стереопар на картоне и семи большеформатных фотоальбомов – для выставки потребовалось немного. В подсвеченных современных копиях и видео использованы десятки изображений, но подлинников показано только восемь. Избраны стереопары по сюжетам, сходным с находящимися в музее картинами. Парижский бульвар Живаго запечатлел, как Камиль Писсарро, кадры путешествий по Финляндии и северным морям перекликаются с корабликом в море на картине Ван Гога и «Белой ночью» Мунка, пейзаж Анри Матисса царит, легко догадаться, между копий с кадров об Алжире.
Выставка, стоит повторить, выглядит превосходно (дизайнер Алексей Подкидышев постарался), и смотреть ее не скучно, но вот о чем она, и не скажешь. Немного о путешествиях, немного о фотографировании, возможно, о неизменности взгляда на мир, достаточно об Александре Живаго, от большого почтения вопреки грамматическим правилам названного доктором с большой буквы. Но за подлинность, чрезвычайно важное и козырное музейное качество, отвечают чемоданы и фотоаппараты, а не старые фотографии. Только восемь раз зрителям дают возможность увидеть мир, каким его запечатлел через свой вераскоп путешественник начала прошлого века. Соединение двух изображений в одно дает непривычную четкость и несколько искусственную, театральную перспективу увиденной картинки. Она не похожа на нынешние фотографии и поэтому интригует, дает новое впечатление. Чего и ждешь от музейной выставки – сопричастности прошлому напрямую.
До 24 апреля