Только в мае завершился первый год бетховенского цикла – Владимир Ашкенази и Оркестр Итальянской Швейцарии исполняют все симфонические произведения венского классика. Осенью прошлого года цикл открыли Девятой симфонией (ее исполняли три раза), затем стали двигаться от конца к началу – последовали исполнения Восьмой и Седьмой симфоний, затем Третьей и Первой.
В последнем концерте сезона звучали Пятая симфония и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. Французский пианист Жан-Эфлам Бавузе играл эмоционально, он запомнился с лучшей стороны. Пятая же прозвучала скорее так, как звучит музыка, когда стремится, чтобы ее вспомнили (или, как вежливо написал рецензент «Новой цюрихской газеты» о Девятой, это было скорее исполнение, чем интерпретация). Владимир Ашкенази дирижировал в своей привычной манере, предполагающей активную жестикуляцию, – и тут всегда обещание больше, чем итоговое впечатление.
Русский след
Владимир Ашкенази уже третий сезон работает главным приглашенным дирижером Оркестра Итальянской Швейцарии. Раньше это был Оркестр радио и телевидения, с ним много записывался Стравинский.
В зале LAC, построенном с использованием грушевого дерева и венге (это растущее в Африке дерево семейства бобовых), отличная акустика. Оркестр здесь хорошо слышно и в отдельных группах, и как единое целое, эффект перемены в восприятии звука при исполнении одного произведения впечатляет.
Качеством и разнообразием впечатляет и концертная афиша Лугано. В этом сезоне, например, в ней соседствовали композиторы Берио и Хенце (в свое время оба много дирижировали местным оркестром), дирижеры Валерий Гергиев и Шарль Дютуа, оркестры Роттердама и Королевский филармонический из Лондона. Было много концертов с участием Даниила Трифонова (в этом году он был artiste in residence в Лугано). Например, 6 июня Трифонов выступает со сложной программой вместе с немецким баритоном Матиасом Гёрне – прозвучат Берг, Шуман, Шостакович, Вольф и Брамс. Регулярный гость в Лугано и ансамбль старинной музыки под управлением дочери легендарного Жорди Саваля Арианны Hirundo Maris, а также ансамбль I Barocchisti под управлением Диего Фазолиса (13 июня он выступит в Петербурге в Мариинском театре вместе с Чечилией Бартоли).
Помимо зала на тысячу мест в центре на нескольких этажах разместился художественный музей (у него сохранилось и здание в старом городе), центр стал также базовой площадкой для театра хорошо известного москвичам и петербуржцам режиссера Даниэле Финци Паски. Строительство здания обошлось более чем в $200 млн – власти посчитали, что университетскому городу с населением 64 000 человек нужен достойный культурный центр.