Спонтанный стиль работы Мариинского театра и его художественного руководителя Валерия Гергиева уже давно никого не удивляет. Но в этом году были побиты все рекорды непредсказуемости: долгожданную программу крупнейшего в России летнего музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» официально обнародовали лишь за три недели до открытия. Однако лакун в афише все еще остается немало – в календаре событий взгляд то и дело натыкается на объявления: «О концерте (составе исполнителей, et cetera) будет объявлено особо».
Несмотря на лакуны, афиша XXIV фестиваля впечатляет: и количеством событий, и качеством представленных в ней звездных имен. За два месяца, с 26 мая по 24 июля, на трех основных сценах пройдет не менее 160 спектаклей и концертов. В этом смысле масштаб и размах «Звезд» вполне сопоставим с крупнейшими фестивалями мира – такими, как зальцбургский, к примеру. Отличие в том, что Зальцбургский фестиваль объявляет свою программу в октябре, за 10 месяцев до начала.
В этом году главная примета фестиваля – это обилие мировых знаменитостей в области вокала. Скажем, 27 мая в «Симоне Бокканегре» собирается петь Пласидо Доминго, великий тенор, перешедший несколько лет назад на баритоновый репертуар; и надо заметить, получается это у него очень неплохо. Его партнерами станут сопрано Татьяна Сержан и бас Михаил Петренко.
Впервые в партии Эльзы в «Лоэнгрине» выступит Анна Нетребко; это прямо-таки революционное расширение амплуа и репертуара примадонны. Анна никогда не пела Вагнера на сцене Мариинского театра, а ее дебют в этой партии еще только состоится в мае, в спектакле дрезденской Земперопер.
Прокофьеву посвящается
Две балетные премьеры, посвященные юбилею Сергея Прокофьева, пройдут в дни фестиваля: одноактные балеты на музыку «Русской увертюры» и Скрипичного концерта № 2 Прокофьева поставят Максим Петров и Антон Пимонов. Балетную афишу дополнит балет Рейнгольда Глиэра «Медный всадник» – премьера нынешнего сезона. А также «Симфония в трех движениях» Раду Поклитару, которая пройдет в один вечер с балетом «Весна священная», поставленным Сашей Вальц, 19 июня.
Еще одна звезда европейского калибра, чей свет в последние годы набирает силу, – Ольга Перетятько; она выступит в «Травиате», причем за дирижерский пульт встанет Пласидо Доминго. Она же споет Марфу в концертном исполнении «Царской невесты» 5 июня, вместе с Ольгой Бородиной (Любаша) и Алексеем Марковым (Грязной). В ранней опере Верди «Аттила» сложится звездный дуэт Ильдара Абдразакова и Марии Гулегиной, а в концертном исполнении «Зигфрида» выступит замечательная вагнеровская певица Аня Кампе и мариинский бас Евгений Никитин. В двух спектаклях – «Дон Кихот» и «Симон Бокканегра» – споет итальянский бас Ферруччо Фурланетто.
Главной сенсацией фестиваля станет приезд в Петербург супермегазвезды Чечилии Бартоли в сопровождении первоклассного итальянского оркестра I Barocchisti под управлением Диего Фазолиса. Именно этот оркестр регулярно выступает в Зальцбурге на майском Троицыном фестивале, которым Бартоли руководит.
«Из Венеции в Санкт-Петербург» – так озаглавлена программа итальянцев, составленная из оперной музыки Вивальди, Порпоры, Галуппи, Арайя и Иоганна Адольфа Хассе. Бартоли, недавно записавшая диск с музыкой итальянских композиторов XVIII века, работавших при российском императорском дворе, частично представит свою работу в Петербурге в режиме live.
Самая ударная фестивальная неделя – пожалуй, первая. 26 мая на Новой сцене «Мариинский-2» Валерий Гергиев откроет фестиваль симфонической программой: в Пятом фортепианном концерте Бетховена солирует маститый австрийский пианист Рудольф Бухбиндер. В этот же день, уже на исторической сцене, Гергиев продирижирует балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта»: в партии Джульетты – Диана Вишнева.
28 мая состоится фестивальная премьера. Постановку «Самсона и Далилы» Сен-Санса питерские опероманы ждали десятилетиями в надежде услышать Ольгу Бородину, чье роскошное меццо идеально подходит для партии Далилы. Режиссер и художник спектакля – Яннис Коккос, пару лет назад удачно поставивший на Новой сцене впечатляющий спектакль «Троянцы» по оперной дилогии Берлиоза.
Еще две оперные премьеры пройдут под занавес фестиваля в июле: концертным исполнением оперы Мечислава Вайнберга «Идиот» Мариинский театр, судя по всему, опередит Большой театр, где опера заявлена к постановке. За пульт встанет Томас Зандерлинг. А завершит программу «Ночей» мировая премьера: про новую оперу Леонида Клиничева «Казаки» пока не известно ничего, кроме того, что исполнять ее будут солисты Академии молодых певцов Мариинского театра.
Отдельный фестивальный сюжет – панорама творчества Родиона Щедрина, оперы и балеты которого пройдут компактным блоком с 7 июня по 1 июля.
Среди них – «Левша» и «Рождественская сказка», написанные по заказу Мариинского театра и впервые поставленные на Новой сцене; а также «Очарованный странник», «Не только любовь» и хоровая опера «Боярыня Морозова».
За многие годы у Мариинского театра сложился внушительный интернациональный круг солистов-инструменталистов, которые приезжают летом на фестиваль если не каждый год, то, как минимум, раз в два года. Это пианисты Рудольф Бухбиндер, Элен Гримо, Нельсон Фрейре и Кристиан Блэкшоу; скрипачи Леонидас Кавакос и Николай Цнайдер и, конечно же, Денис Мацуев, без участия которого не обходится ни одно мало-мальски резонансное событие в отечественной концертной практике. В этом году особенно интересным обещает быть камерный концерт с участием пианиста Николая Луганского, Леонидаса Кавакоса и виолончелиста Готье Капюсона: 11 июня интернациональный ансамбль сыграет трио Мендельсона, Брамса и Чайковского.
Разумеется, фестивальная программа не обойдется без концертов недавних лауреатов последнего конкурса Чайковского: с сольными программами выступят пианисты Джордж Ли (10 июня) и Люка Дебарг (22 июня), а также лауреат конкурса Вана Клиберна Вадим Холоденко (16 июня).